
С марта 2027 года в России заработает новая система контроля за состоянием здоровья водителей, которая позволит автоматически аннулировать водительские удостоверения при выявлении медицинских противопоказаний. Закон, принятый летом 2025 года, направлен на усиление безопасности дорожного движения и вносит принципиальные изменения в существующий порядок.
Суть нововведения заключается в создании единого информационного пространства между медицинскими учреждениями и правоохранительными органами. При выявлении у водителя заболеваний, препятствующих управлению транспортным средством, данные автоматически поступают в специальный реестр, доступный сотрудникам ГИБДД.
Как будет работать система
По словам автоюриста Михаила Никитина, водителю предоставят три месяца для прохождения внеочередного медицинского освидетельствования. Если процедура не будет завершена в установленный срок, права аннулируются автоматически, без судебного решения и дополнительных уведомлений. В информационной базе не будет указано конкретное заболевание, однако сам факт обнаруженных ограничений станет основанием для направления на переосвидетельствование.
Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов сообщил, что ключевым условием работы новой системы станет объединение баз данных медицинских учреждений и МВД. По его оценке, интеграция будет завершена весной 2027 года. Такой подход позволит автоматически отслеживать случаи выявления заболеваний или состояний, несовместимых с вождением.
Решение будет приниматься во внесудебном порядке, включая ситуации, связанные с употреблением запрещённых веществ, — уточнил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
Лекарственные ограничения
Особое внимание в новой системе уделяется лекарственным препаратам. В настоящее время формируется перечень медикаментов, прием которых может стать основанием для временного запрета на управление автомобилем. Речь идет о седативных и снотворных средствах, препаратах, снижающих концентрацию внимания, а также медикаментах, способных вызывать состояние, аналогичное алкогольному опьянению.
Автоэксперт Александр Шумский отмечает, что в список могут войти и популярные препараты от простуды или обезболивающие. Фактически «лекарственное опьянение» будет приравнено к алкогольному, что потребует от водителей повышенной ответственности при выборе медикаментов. Еще в 2024 году Минздрав представлял проект списка из более чем 200 наименований подобных препаратов.
Потенциальные проблемы системы
Эксперты указывают на ряд сложностей, которые могут возникнуть при реализации новой системы. Ян Хайцеэр считает, что отсутствие норм, регулирующих дозировку и сроки запрета на вождение, может создать благодатную почву для судебных споров и административных злоупотреблений.
Заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова подчёркивает важность системы для выявления заболеваний на ранней стадии, но при этом выражает опасения относительно возможной стигматизации граждан. После выздоровления водителям может быть непросто вернуть права, даже если противопоказания утратили силу.
Эффективность новой системы будет ограниченной, пока государству не удастся полностью исключить рынок фальсифицированных меддокументов, — убеждён президент НАС Антон Шапарин.
Последствия для водителей
Переход к автоматизированной модели контроля меняет подход к безопасности на дорогах. Водителям придется внимательнее относиться к своему здоровью, регулярности медицинских проверок и даже выбору лекарственных средств. Качество управления автомобилем напрямую связано с безопасностью, и государство намерено выстроить единую систему контроля, исключающую человеческий фактор.
По мнению специалистов, первые годы работы системы станут периодом адаптации, когда возможны как уточнения нормативной базы, так и совершенствование технических механизмов. Но уже сейчас ясно, что игнорировать медицинские требования станет невозможно. Новые правила затронут миллионы российских водителей, заставив их более ответственно подходить к вопросам совместимости здоровья и управления транспортными средствами.
Система автоматического аннулирования прав станет частью масштабной реформы безопасности дорожного движения, которая реализуется в России в последние годы. Ее внедрение потребует не только технической готовности инфраструктуры, но и изменения сознания самих участников дорожного движения, которые должны осознать прямую связь между состоянием здоровья и безопасностью на дорогах.