...
Dark Mode Light Mode

Хватит ли денег для пенсионеров: Социальный фонд недобирает, дефицит растет

Хватит ли денег для пенсионеров: Социальный фонд недобирает, дефицит растет

Бюджет Социального фонда России на 2025 год, подписанный президентом и одобренный Советом Федерации, впервые за последние годы сформирован с дефицитом в 369,5 млрд рублей, что немедленно вызвало волну тревожных прогнозов о будущем пенсионной системы. Этот разрыв между доходами (16,62 трлн рублей) и расходами (16,99 трлн рублей) фонда, обслуживающего 42 миллиона пенсионеров, выглядит угрожающе, но за сухими цифрами скрывается сложная картина государственных приоритетов и экономических парадоксов.

Основная нагрузка на бюджет СФР связана с беспрецедентными социальными обязательствами. На выплату страховых пенсий в 2025 году заложено 10,9 трлн рублей, материнский капитал поглотит 536,7 млрд, а пособия по временной нетрудоспособности и материнству — еще 677,5 млрд.

При этом ключевым фактором дефицита стало решение о возобновлении с 2025 года полной индексации пенсий работающим пенсионерам — впервые с 2015 года они получат повышение наравне с неработающими. К этому добавились новые расходы: надбавка в 1 200 рублей для инвалидов I группы и граждан старше 80 лет, а также подготовка к введению с 2026 года ежегодных выплат работающим родителям двух и более детей.

Между тем парадоксальным образом именно сейчас пенсионная система демонстрирует неожиданную устойчивость. В 2024 году страховые взносы с зарплат работников покрыли 86% расходов на страховые пенсии — против 67% в 2022-м. Первичный пенсионный дефицит (разница между взносами и выплатами) сократился до 1,4 трлн рублей — минимума за последнее десятилетие.

Причины — взрывной рост номинальных зарплат (+17,8% за январь–ноябрь 2024 года), снижение числа новых пенсионеров благодаря реформе возраста (на 2,3 млн человек с 2017 года) и индексация пенсий строго по инфляции, а не по динамике зарплат, которая обычно опережает рост цен .

Правительство, впрочем, не надеется на случайную конъюнктуру. Для покрытия дефицита 2025 года запланирован единый трансферт из федерального бюджета в размере 4,02 трлн рублей, заменивший несколько разрозненных платежей.

Одновременно скорректированы тарифы для малого бизнеса: порог зарплаты для пониженных страховых взносов повышен с 1 до 1,5 МРОТ, что увеличит поступления. Эти меры, как предполагается, обеспечат профицит бюджета СФР уже в 2026 году (+319,95 млрд) и 2027 году (+338,34 млрд).

Социальные обязательства, несмотря на дефицит, остаются неприкосновенными. Индексация пенсий с 1 января 2025 года составила 7,3%, а в феврале их дополнительно повысят до уровня фактической инфляции, что затронет 37 млн человек. На материнский капитал в 2025–2027 годах зарезервировано 1,7 трлн рублей, а на семейную ипотеку — до 1,5 трлн. «Принцип формирования бюджета — безусловное выполнение всех социальных обязательств», — подчеркивает сенатор Елена Перминова.

Однако экономисты предупреждают: улучшение — временное. «Вряд ли это долгосрочная история, — отмечает эксперт РАНХиГС Виктор Ляшок. — В 2025–2026 годах индексация пенсий может ускориться из-за роста доходов фонда, а темпы роста зарплат — замедлиться». Риски усиливает общий контекст: федеральный бюджет, несмотря на сокращение расходов на оборону на 400 млрд рублей, сохраняет их на уровне 13,087 трлн — это крупнейшая статья трат, опережающая даже соцполитику (6,88 трлн).

Таким образом, дефицит СФР — не агония системы, а следствие сознательного расширения соцподдержки, наложившегося на уникальную экономическую конъюнктуру. Вопрос в том, удастся ли за три года превратить прогнозируемый профицит в новую норму — или он станет лишь передышкой перед следующим демографическим или бюджетным вызовом.

Источник