Dark Mode Light Mode

Почему тарифы ЖКХ взлетели на 12%: Цена многолетнего сдерживания

Почему тарифы ЖКХ взлетели на 12%: Цена многолетнего сдерживания

С 1 июля началась фронтальная индексация тарифов

С 1 июля 2025 года россияне столкнулись с масштабным повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В среднем по стране рост составил: газ – +10.3%, электроэнергия – +12.6%, услуги ЖКХ в целом – +11.9%. В отдельных регионах цифры достигают 20%. Это решение правительства, вызвавшее широкий общественный резонанс и критику из-за рисков разгона инфляции, на самом деле является следствием глубокой системной проблемы, корни которой уходят в прошлое десятилетие.

«Проблема не только в нынешнем росте тарифов. Она куда глубже и уходит корнями еще в 2010-е годы».

Ключевая причина нынешнего скачка – многолетняя политика недоиндексации тарифов до уровня реальной инфляции. За последние пять лет (2019-2024) индексация тарифов ЖКХ отстала от инфляции в совокупности на 15%. Аналогичная картина наблюдалась и до 2019 года. В газовой отрасли до 2024 года действовала формула «инфляция минус 2%».

Официальным обоснованием такого подхода было стремление создать конкурентные преимущества для российской экономики за счет искусственно заниженных издержек на энергоресурсы и инфраструктуру. Однако, как показывает анализ, этот механизм не сработал:

«Но были ли до 2022 года опережающие темпы роста выпуска товаров и услуг? Нет – только в 2021 году. Потому что стимулирование развития реального сектора экономики должно осуществляться комплексом системных мер поддержки. Одними тарифами этого добиться невозможно – как и сдержать ими инфляцию».

Последствия хронического сдерживания тарифов оказались тяжелыми:

1. Критическое недофинансирование инфраструктуры: Сетевые и коммунальные компании, лишенные возможности получать достаточную выручку (даже по формуле «инфляция плюс 1%», которую эксперты считали оптимальной), не могли осуществлять даже поддерживающие инвестиции. Операционная прибыль сжималась по мере роста реальных расходов компаний.

2. Физическая деградация сетей: Хроническое недофинансирование привело к прогрессирующему износу газовых, электрических, тепловых и водопроводных сетей. Это выражается в росте аварийности и потерь при передаче ресурсов.

3. Порочный круг расходов: Ухудшение состояния инфраструктуры напрямую ведет к увеличению эксплуатационных затрат и убытков компаний. Покрывать накопленный дефицит исключительно за счет бюджетных дотаций – экономически неэффективно и неустойчиво.

Таким образом, нынешнее «фронтальное» повышение тарифов выше уровня инфляции – это вынужденная мера, попытка наверстать упущенное и начать исправлять последствия многолетней политики искусственного сдерживания. Правительство оказалось перед необходимостью компенсировать накопленный инфраструктурный дефицит, ставший прямым следствием недоиндексации тарифов в предыдущие годы.

Повышение, безусловно, ударит по кошелькам потребителей и создаст инфляционное давление, но его причины лежат не в сиюминутных решениях, а в стратегических просчетах прошлых лет, за которые приходится расплачиваться сейчас.